Нормы списания в магазине: кто устанавливает и от чего зависят

Нормы списания в магазине: кто устанавливает и от чего зависят

Для многих торговых заведений борьба с товарными потерями стала привычным делом. А в магазинах самообслуживания эта проблема вышла на первое место. Это связано с хищением товаров рабочим персоналом, воровством покупателей, естественной убылью. Для каждой группы продуктов установлен отдельный процент списания в магазине.

Что такое норма списания в магазине

Норма списания – это предельный размер товарных потерь за определенный промежуток времени, установленный по конкретному виду продукции. Этот показатель помогает владельцу торгового заведения понять, насколько обоснованы затраты на предотвращение товарных потерь. Нормы списания устанавливаются в процентном или суммовом выражении, они относятся к допустимым плановым расходам и не считаются поводом для депремирования рабочего персонала.

В норме процент списания недостачи в магазине самообслуживания составляет 0,4% от его товарного оборота. Эта цифра общепринята во всем мире, в нее заложена естественная убыль, воровство и иные потери. Но для разных групп товаров этот показатель может отличаться.

Категории потерь

  • Списание в магазине – изъятие с учета продукции ненадлежащего качества или с просроченным сроком годности.
  • Недостача товаров – физическая нехватка товаров, зафиксированная в установленном порядке. Причина отсутствия товаров не определена, это могут быть последствия краж.
  • Уценка – товары реализуются по цене, которая ниже себестоимости.

Естественная убыль – это изменение количества товаров, которое возникает вследствие естественных процессов: усушки, утечки, распыла и пр. Величину естественной убыли можно отобразить в материальных затратах и отнести на вычеты в налоговых целях. Нормы естественной убыли установлены на законодательном уровне. Недостача товаров сверх установленных норм возмещается виновными лицами.

Категории потерь

Причины возникновения потерь в торговых заведениях

  • Воровство персонала. Товары могут выносить во время рабочей смены или после нее, употреблять в пищу, воровать с помощью родственников или знакомых. Также сюда относится хищение денег из кассы, присвоение скидок, откаты от поставщиков и другие виды махинаций.
  • Воровство покупателей. Чаще всего кражами занимаются социально неблагополучные люди, дети и подростки, клептоманы, профессиональные воры.
  • Ненадлежащие условия хранения продуктов. Магазин должен иметь как минимум три подсобных помещения, предназначенные для хранения разных групп товаров: скоропортящихся продуктов, фруктов и овощей, сухих продуктов. Необходимо отслеживать температуру и уровень влаги в помещениях, состояние тары.
  • Ошибки кассиров. Это неумышленные ошибки, возникающие вследствие неумелой работы кассира, сбоев в кассовом оборудовании, выключения электроэнергии во время пробития чека и пр.

От каких факторов зависят нормы списания

Каждое торговое заведение самостоятельно устанавливает процент списания. Нормы списания продуктов в магазине зависят от таких факторов:

  • Товарный ассортимент. Чем выше доля продуктов, которые требуют соблюдения особого температурного режима, тем выше потери.
  • Торговая площадь. Риски потерь тем выше, чем больше площадь торгового заведения.
  • Наличие собственного производства. Изготавливаемая продукция имеет короткий срок хранения. К тому же, она требует поддержания стабильного качества.
  • Этап «жизненного цикла» торгового заведения. В магазинах, которые только недавно начали свою работу, нужен гибкий подход к нормированию потерь.
  • Уровень торгового заведения. Чем выше магазин позиционирует себя, тем больше дополнительных финансовых вложений потребуется для поддержания качества и товарного вида продукции.

Если процент потерь составляет более 0,5% от товарооборота – значит, в магазине есть проблемы, которые со временем лишь усугубляются. Руководство розничного заведения должен обеспокоить этот факт. Не надо ждать, пока потери будут нарастать еще больше. Необходимо оперативно внедрять меры, направленные на снижение товарных потерь.

Тимур Тельман

Посмотреть все записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тимур Тельман

Мастер-класс
как увеличить продажи
на 20%

Запишитесь и получите сканер штрих-кодов в подарок

Узнай подробнее